Музей

В течение нескольких лет в средней общеобразовательной школе № 5 работает краеведческий музей.
В октябре 2002 года музей официально получил свидетельство и был зарегист-рирован министерством Республики Адыгея.
В 2005 году музей получил новое свидетельство.
В краеведческом музее собрано 507 подлинных предметов и 89 вспомогательных. Руководит школьным музеем Мельникова Е.В..
Главная задача школьного музея состоит в том, чтобы воспитывать учащихся на революционных, боевых и трудовых традициях своего народа. В духе бережного отношения к историческим предметам, находкам, местам; прививать любовь к природе, культуре, обычаям своего народа.
Школьный музей имеет следующие профили:
• исторический,
• краеведческий,
• школьный,
• этнографический.
Музей является тем местом, где хранятся очень интересные подлинные предметы старины, которые связаны с учебно-воспитательной работой.
По историческому профилю в музее имеются материалы по истории создания коммуны «Братство», совхоза «Труд» и «Прогресс»; материалы о боевых подвигах наших хуторян; их воспоминания, фотоснимки, документы, награды, грамоты, письма с фронта. В музее имеются материалы о трудовых достижениях наших земляков, мате-риалы о награжденных орденами и медалями, значками «Ударник 5-летки».На территории железнодорожного разъезда ст. Назаровский были найдены 2 немецкие и 1 каска Советского солдата, противотанковая гильза, солдатские фляжки и котелки.
По краеведческому профилю в музее собраны древние предметы старины: сабля, наконечники, стрелы, секира, топорики, щипцы, серп, ухват, гарпун, Древний адыгейский знак «тамга».
По школьному профилю в музее имеются интересные материалы по истории создания старой и новой школы, планшеты и альбомы выпускников разных лет, школьная летопись, знамена, пионерские горны и барабаны, альбомы с экскурсиями и походами школьников, альбомы с фотографиями по возрождению народных традиций и обычаев.
По этнографическому профилю: собираем песни народов Адыгеи, частушки, легенды, мифы, сказания.
Работа музея организована на основе соуправления младших и старших школьников.
Актив музея составляют учащиеся 7-10 классов.
На базе школьного музея работает кружок «Юные краеведы, экскурсоводы».
На заседаниях кружка и актива решаются и обсуждаются поисковые задания классам, планы работы, готовятся и распределяются обзорные и тематические экскурсии, экспозиции, оформляются стенды, альбомы и планшеты, работает поисковая группа.
В течение 2005-2006 года было проведено более 25 экскурсий, которые имели большое познавательное и воспитательное значение для учащихся с 1 по 11 класс.
Весь собранный материал учитывается в инвентарной книге музея и составляет основные и вспомогательные фонды музея, ведутся «Полевые дневники», «Полевая опись» и тетради; ведется картотека музея.
Все предметы расположены в специальных витринах, стендах, столах.
Оформительская группа помещает материал в альбомы, планшеты, стенды.
Традиционные однодневные походы были в этом году: в горы, на водопады,
в Гуамское ущелье, в Азишскую пещеру. Ездили краеведы в Национальный музей г. Майкопа, музей станицы Гиагинской.
Малыши начальной школы путешествовали по экологическим тропам поселка и района.
В 2004-2005 учебном году школьным музеем была проделана большая работа к 60-летию Победы.
Юные экскурсоводы провели для всех классов интересные тематические экскурсии, провели 2 заседания за «круглым столом», встречи с ветеранами войны, встречи с воинами запаса.
В музей ветераны подарили фотоснимки, награды.
В течение учебного года оформляли стенд «И помнит мир спасенный…», где помещали материал из газет, выдержки из школьных сочинений, интересные рисунки учащихся, фотоснимки, стихи учащихся, вырезки из газет.
Юные краеведы изучали воспоминания из «Книги памяти», принимали активное участие в фестивале «Салют, Победа!», провели научно-практическую конференцию «Исторический опыт ВОВ», участвовали в военно-патриотической игре «Наследники Победы», посетили музей г. Майкопа, провели малый школьный турслет.
Ко Дню Победы активно участвуют в «Вахте Памяти», митинге и возложении цветов к памятнику погибших земляков.
Силами учеников и работников сельского клуба провели концерт для ветеранов. Ко дню Победы подготовили новую экспозицию в музее.
В 2004-2005 учебном году юными краеведами были собраны интересные предметы старины: вышитые полотенца, подузорники, рисованные ковры, скатерти, утюги, кринки из глины, деревянные «вальки», сундуки, подстакан-ники, самовары, прялки.
Поисковая работа в школьном музее продолжается.
По итогам учебного года самые активные «юные краеведы» получили премии и грамоты, которые вручила руководитель школьного музея на итоговом засе-дании «круглого стола».
Краеведы наметили примерный план работы на новый учебный год.
В течение учебного года о краеведах были написаны интересные статьи в районную газету, а член кружка Прошунина Анастасия получила премию в размере 100 рублей за статью о своей бабушке.
Лучшими поисковыми отрядами стали 6, 7, 8 «б» классы.
По итогам года получили премию: Кошелева О. (10 предметов), БойкоА. (8 предметов), Кирсанова Н. (6 предметов).
Грамотами были награждены: Кирсанова Ю., Поливиный П., Арсанакаев Д., Козбанов А., также грамоты получили лучшие экскурсоводы 10 класса: Ковалева Е., Кононова М., Поплавков А., (принял участие в олимпиаде по краеведению «Отечество -2005»).
В сентябре 2005-2006 учебного года наш школьный музей переехал в новое светлое помещение общей площадью 30 кв.м. Весь музей разделили на 3 части. В музее организовали старинную крестьянскую комнату, с рисованным ковром, и подузорником, на стенах вышитые крестиком и гладью картины, полотенца.
В переднем – «духовном» углу комнаты повесили икону, с красивым вышитым полотенцем, поставили стол, самовар, заварник, стаканы в подстаканниках.
В женскую половину комнаты поставили прялки, сундук, этажерку, посуду глиняную. В мужскую половину-лавку «конник», на нее поставили различную утварь. На пол постелили половики домотканые. Интерьер нашей крестьянской комнаты получился очень удачным.
Во второй половине школьного музея мы расположили стеллажи, под стеклом, где хранятся ценные коллекции старины, предметы и стенды ВОВ.
В третьей половине музея находятся предметы, альбомы, стенды школьной тематики.
Темы экскурсий очень разнообразные. Ребятам интересно все: народный орнамент,
внутреннее убранство дома, старинные посиделки, народные праздники, народная одежда , народные игрушки, народные песни.
Ребята интересуются темами античного мира, мифологии, декоративного искусства, археологии, этнографии.
Не забываем мы экскурсии о военных годах нашего поселка, об участниках ВОВ, о захоронениях останков солдат; о воспоминаниях передовиков.
Для ребят экскурсия – одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Изучаем типы и виды экскурсий, их последовательность, доступность и наглядность. Разработка тематики экскурсий соответствует структуре экспозиций, учитываются возрастные особенности экскурсоводов и экскурсантов. Малыши начальной школы любят обзорные экскурсии, а учащихся 5-11 классов больше интересуют тематические экскурсии. Подбор исторического материала для экскурсий занимает очень много времени, приходится работать со справочниками, энциклопедиями, историческими учебниками и литературой.
К концу года обучения экскурсоводы могут вести экспозиционную, поисковую, учетно – хранительскую и культурно- просветительную работу; проводят экскурсии в школьном музее, работают над исследовательскими краеведческими работами.